Добрый день, друзья! Рассматривая тему драгоценных камней и других ювелирных украшений, которые радуют каждого из нас на протяжении уже многих веков, нельзя оставить без внимания мозаичное панно. Такие композиции, состоящие из большого количества мелких частиц, соединяющихся в огромные и небольшие картины, поражают воображение и позволяют окунуться даже в далекое прошлое. Пришло время поближе познакомиться с таким искусством, узнать о его становлении и особенностях.
Флорентийская мозаика
Уникальная и без преувеличения красивейшая флорентийская мозаика берет свое начало в Италии в XVI веке. Эта техника появилась благодаря известной семье Медичи, которая всегда брала под свое крыло известных художников и мастеров других прикладных искусств.
Основателем первой профессиональной мастерской был герцог Фердинанд I ди Медичи. По его приглашению приезжали лучшие мастера камнерезы с Италии и даже других стран. Сырье добывалось в родной стране и поставлялось с:
- Индии;
- Ближнего Востока;
- Африки.
Мастера работали с дорогими и редкими полудрагоценными камнями. Запасы были просто огромными, они и сегодня используются для создания подобных мозаик.
Такая работа была очень важной для все страны. Она приносила огромную прибыль и пользовалась популярностью у европейских правителей. Картины из камня, созданные в Флоренции украшали самые роскошные дворцы и палаты королей.
Метод изготовления флорентийской мозаики характеризуется точнейшим подгоном каждой детали будущего полотна. Между камнями разного цвета и текстуры просто невозможно рассмотреть даже малейшие швы и линии стыка. Поверхность обретала идеальную гладкость после шлифовки.
Такая мозаика отличается не только красотой, но и долговечностью. Все краски, присутствующие на полотне, не тускнеют даже по прошествии многие веков. Между оттенками есть очень плавный переход, благодаря этому полотно превращается в настоящую картину, которую даже нельзя назвать инкрустацией. Мастера из Флоренции часто использовали в качестве основного фона мрамор черного цвета. на нем другие краски смотрелись еще ярче и привлекательнее.
Флорентийские мастера работали со многими полудрагоценными камнями, но их любимым материалом были:
- яшма;
- сердолик;
- аметист;
- халцедон;
- кварц;
- оникс;
- бирюза;
- лазурит.
Благодаря использованию высоких температур получалось придать камням нужный оттенок. Мрамор, подогретый до нужной температуры, становился розовым, а халцедон становился ярче, усиливалось его сияние.
Римская мозаика
Римляне начали изготавливать мозаики, вдохновившись мастерством греков. Расцвет такого искусства пришелся на время правления Юлия Цезаря, Октавиана Августа. Первые мозаики, созданные в Риме, собирались из цельной гальки. Такую технику называли «варварской».
Постепенно технология обработки используемого материала становилась более совершенной. Чтобы собрать цельное изображение мастера брали ровные куски камней. Это позволяло сделать каменные полотна четкими.
Сегодня можно говорить о 4 техниках того времени используемых в искусстве создания каменного полотна.
- Крупная мозаика, предусматривающая использования камней размером более 4 мм.
- Римская мозаика – здесь мастера работали с камнями размером менее 4 мм.
- Флорентийская мозаика. В нем камни разных размеров собирались в цельную картину. В середине композиции мог быть основной необработанный камень, его постепенно обрамляли более мелкими частицами.
- В четвертой технике мастера работа с равными по размеру камнями. Они собирали их в картину с правильной геометрической формой. Такие изделия можно сравнить с шахматной доской.
Для создания мозаики использовалась не только галька. Мастера работали с известняком и щебнем, стеклом, мрамором. Дешевле всего было создавать картины из стекла (смальты). Такие полотна украшали потолки и полы в различных храмах и богатых дворцах. Для создания смальты брали кобальт и кремниевую кислоту. Этот элемент придавал основному материалу нужный оттенок и стекло буквально начинало сиять изнутри. Внешне казалось, что такие работы выполнены из драгоценных и полудрагоценных камней.
Византийская мозаика
Расцвет мозаичного искусства в Византии приходится на VI-VII век н. э. Немного позже оно переживает кризис и снова возрождается уже в период 9-14 века. На мозаиках того времени чаще изображались сцены из Библии. Они украшали стены, потолки самых больших храмов и церквей.
У мастеров Византии была своя техника, основанная на опыте других народов. Они использовали в работе прозрачную и матовую смальту, могли брать различные камни, отличающиеся по форме. В процессе работы все кусочки склеивались между собой на единой основе. Особенность византийской мозаики в разных углах наклона крепления камней. Благодаря этому свет начинал неравномерно переливаться на полотнах, создавая настоящее сияние.
Люди, приходящие в храмы, видели библейские сцены, оживающие на мозаиках. Можно было увидеть лик Христа, апостолов и пророков. Все сцены из Библии мастера Византии обязательно создавали на золотом фоне. Он должен был ассоциироваться у верующих с богатством, роскошью. Мастера делали свои полотна максимально реалистичными, чтобы прихожане могли зрительно соприкоснуться с событиями на таких картинах.
Мозаичная икона
Византийцы первыми начали переносить священные для каждого верующего человека сюжеты на мозаичные полотна. Это течение постепенно развивалось и появлялось много школ в разных странах по обучению мозаистов-иконописцев. Такие полотна, конечно же, использовались для декора стен, потолков и даже пола церквей и храмов.
В Древней Руси первые иконы в таком стиле появились только в 10 столетии. В киевских соборах можно обнаружить такие картины того времени. Подобное направление быстро стало популярным и начало активно развиваться, каждое столетие популяризовало одно направление. Постепенно на смену цветному стеклу пришла прочная керамика, мастера также начали работать с гранитом.
Особое внимание мастера уделяли обрамлению икон. Такая работа была очень кропотливой и трудоемкой, но именно благодаря ей фреска становилась целостной и завершенной. В процессе работы использовалось большое количество краски золотистого цвета, как и в процессе создания привычных икон. Чтобы один храм был украшен мозаичными иконами мастера трудились в среднем 12 лет.
Иконы из мозаики имеют ряд преимуществ, которые по достоинству были оценены прихожанами и самими священнослужителями:
- они долговечны, прочны и надежны;
- нет необходимости использовать особые методы по уходу за такими работами, они прекрасно хранятся;
- красивые и оригинальные иконы могут украсить не только церковь, но и дом, заняв почетное место;
- мозаичные полотна устойчивы к перемене температуры, влажности, их цвет не выгорают со временем;
- такое изделие может стать семейной реликвией, передающейся детям от родителей.
Подобную икону можно повесить над дверью, она не будет портиться под влиянием факторов окружающей среды.
Венецианская мозаика
Искусство венецианской мозаики развивалось под влиянием тех школ, которые существовали уже долгое время. Мастера вдохновлялись примером византийских, романских мотивов. Их работы украшали самые большие соборы и капеллы. Такие работы отличались стилизованной манерой исполнения.
На мозаиках можно увидеть грузные, достаточно тяжелые фигуры людей с довольно однообразными лицами. У них грубые черты лица, тяжелая одежда, ниспадающая жесткими складками. Здесь нет таких плавных цветовых переходов. В мозаиках преимущественно преобладают насыщенные, глубокие тона синего, зеленого, серого.
Мастера из Венеции в 13 веке декорируют ряд соборов. Их работы начинают постепенно претерпевать изменения. Изображения становятся более реалистичными и мягкими. Движения становятся «живыми», свободными. Такие изменения связывают с влиянием западной архитектуры и нарастанием актуальности реалистичных тенденций в искусстве.
Греческая мозаика
В Коринфе есть самая ранняя греческая мозаика, относящаяся к 5 в. до нашей эры. Это полотно выполнено в черно-белом цвете. Мозаиками греки сначала украшали только храмы. Сцены картин были взяты из мифов и прославляли того иного бога. Постепенно богатые греки начали украшать подобными картинами свои дома. Часто горожане заказывали для интерьера не только мифические сюжеты, но и сцены из своей жизни. Это был один из способов демонстрации своего благосостояния.
В процессе работы мастера использовали мрамор и разноцветную гальку. Популярными были черные, серые и белые оттенки. Нравилось мастерам работать и со стеклом разных оттенков. Укладка фрагментов картины производилась на сырую известь. В доме Диониса археологами была обнаружена наиболее масштабная мозаика, где бога изображали рядом со старцем Икарием. Простой человек приютил Диониса в Афинах, а в знак благодарности бог научил человека искусству виноделия. Огромные греческие мозаики включены в списки наследия ЮНЕСКО, это культурные ценности, которые достойны внимания всего мира.
Великолепные мозаики – это наследие гениальных мастеров, которые сегодня человек должен уметь сохранить для потомков. Книга «Сарантийская мозаика» Гая Гэвриела Кея стала для многих читателей путешествием в фантазийный мир красоты с отсылкой на исторические события. Если вы уже успели ее прочесть, и она восхитила вас, как и прекрасные мозаичные полотна, поделитесь впечатлениями в комментариях.
Друзья, рассказывайте о понравившихся статьях в социальных сетях, подписывайтесь на обновления, ведь что-то интересное постоянно появляется на страничках блога. Всего доброго, заходите за порцией новых драгоценных тайн, они точно вас не разочаруют!
Команда ЛюбиКамни
Как вам статья?
Это большой труд и терпения,что бы эту красоту сложить. В СССР тоже были практики украшения мозаиками общественные места. Красиво было и память о том мастере которые делал.
Да, нам тоже очень нравится эта техника)
Спасибо за статью.
Очень емко и наглядно