Доброго времени суток! Какие секреты прошлых веков таят в себе резные изображения на поверхностях камней и слоновой кости? Возможно ли освоить резьбу по минералам сегодня без специальных условий и что для этого нужно? Обо всем этом вы узнаете из статьи. Итак, глиптика это искусство создания уникальных картин на драгоценных и цветных камнях.
Инталии, геммы с глубоким рисунком научились делать еще в 3-4 тысячелетиях до нашей эры. Первые произведения искусства появились в Месопотамии и на землях, омываемых Эгейским морем. Обнаруженные находки указывают на отточенные навыки умельцев и знания, полученные от предков.
- История появления глиптики и интересные факты
- Технология и оборудование: секреты создания шедевров
- Эволюция искусства резьбы по камню
- Гемма – самое интересное
- Инталия как стиль глиптики
- Камея – изящная и высокохудожественная техника
- Глиптика и технические нюансы
- Подробнее о сюжете
- Глиптика дома своими руками: сложности и возможности
- Глиптика на кости – что это и как делают
История появления глиптики и интересные факты
Умением вырезать на каменных поверхностях прославились многие народы мира. Особенно преуспели в освоении искусства древние египтяне. Геммы, созданные ими, пережили тысячелетия, смогли сохраниться для потомков. Чаще всего египтяне вырезали изображения на печатках. Их украшали образом почитаемого жука скарабея в основном из лазурита.
В современном столичном музее выставлены экспонаты резных камней древнейших государств. Многим из них более 5 тысяч лет. Чаще это фигурки людей, животных и надписи, вырезанные на каменных валиках в форме цилиндра.
Изумительной первозданной красотой отличаются изделия итальянских и древнегреческих мастеров. Произведения олицетворяют искусство глиптики с удивительным сочетанием тонов минералов и совершенной резьбы. Каждая работа по-своему совершенна. Это может быть полностью завершенная графически статуэтка или мягкая, животрепещущая композиция.
Долгое время древние люди использовали только один вариант гемм – инталии. Их создавали в мягкой глине или воске. Начиная с эпохи эллинизма, попутно с печатями-инталиями, авторы стали создавать рельефные произведения искусства – камеи. Это были как цветные камеи, приближенные к живописным картинам на камне, так и простые рисунки в одном цвете из разряда графических.
Технология и оборудование: секреты создания шедевров
Геммы в цветном и графическом варианте делали с помощью простых установок. Это были обязательные станки с приводом, резцы и абразивы для шлифовки минералов.
Главная сложность заключалась в кропотливой работе с миниатюрными камнями и точном копировании изображения. Инталии с абразивным материалом и углублениями постоянно очищали, экспериментировали с пробными оттисками.
Все это занимало много времени и требовало колоссальных затрат сил и терпения. Результат стоил потраченных усилий – картины и символы на поверхности твердых минералов смогли противостоять времени. Многие из них дошли до нашей эпохи, причем без малейших изменений внешнего вида.
Эволюция искусства резьбы по камню
Кроме древней Греции, Египта и Италии искусство глиптики активно осваивали на Кипре, Хиосе и нескольких других островах.
Определенных успехов добились жители западного побережья Малой Азии. В древности люди пользовались печатками с изображениями для заверения документов и не только. Печатка нашла применение в хозяйстве. С ее помощью опечатывали входы в дома, кладовую или погреб. По действующему в те времена закону Солона, резчики не имели права хранить копии изготовленных под заказ печатей. Профессия эта высоко оплачивалась и считалась престижной.
Апогея развития античная глиптика достигла во времена греческой классики. В этот период мастерам удалось достичь максимального совершенства. Работы были выполнены максимально точно, передавали глубокую человечность образов и подчеркивали природную красоту камня.
Постепенно геммы становились крупнее, расширялись сюжетные линии. Вместо жука скарабея на печатках стали изображать львов, сирен и сатиров. На место архаическому штриховому обрамлению пришли оригинальные узоры и орнаменты, появились второстепенные персонажи.
Любимые камни для основы у мастеров прошлых лет – различные вариации кварца, начиная от горного хрусталя и голубого сапфирина и заканчивая халцедоновыми ониксами и яшмой.
Гемма – самое интересное
На начальном этапе развития искусства резьбы по камню рисунки были максимально простыми, причем это касалось как исполнения, так и сюжета. Чаще всего это были примитивные фигуры из жизни людей. Называли произведения геммами. Со временем они эволюционировали настолько, что стали настоящими шедеврами искусства. Усложнилась работа, сюжеты стали более полными, линии – четкими, фигуры – объемными.
Интересные изменения стали появляться в произведениях в зависимости от места, где над ними работали. Так, например, греки делали акцент на изготовлении цветных гемм, мощной сюжетной линией и четко прописанных деталях.
Римляне уделяли особое внимание четкости линий. Они использовали только два цвета, но с особенной тщательностью прорабатывали мелкие детали и сложный сюжет. Китайцы отдавали предпочтение ониксу в качестве основы для резьбы, применяли также и нефрит. Их произведения это:
- фигурки животных;
- миниатюры из жизни;
- лики Будды.
В средневековье китайские геммы считались священными. Многие выбирали камни с резьбой в качестве талисмана.
Инталия как стиль глиптики
Еще одно направление глиптики – инталия. Авторами его стали древние греки. Мастера практиковали особую технику резьбы по дереву с изготовлением вогнутых рисунков. Как уже упоминалось, большая часть изделий имели прямое назначение: ими пользовались как печатями, носили в качестве украшения, подчеркивающего статус.
Иметь инталию для семьи считалось очень важным. Драгоценный камень с изображением герба или скарабея хранили и передавали по наследству. Картинки на камне изображали в зеркальном изображении, преимущественно на голубом сапфирине, яшме или ониксе.
Камея – изящная и высокохудожественная техника
Из всех техник глиптики камея наиболее сложная в исполнении. Ее осваивали мастера, уже владеющие техникой резьбы на высоком уровне с опытом работы с натуральными камнями и безупречным чувством стиля. Настоящая камея выполнена настолько искусно, что кажется будто она излучает свет.
В русском музее сегодня хранится известное произведение искусства – Гонзаго. Для сюжета мастера камеи выбирали древние картины или портреты известных личностей. Почти все камеи – это две стороны. Первая – светлая с изображением, которое постепенно переходит в темный фон.
Для изготовления камеи чаще всего выбирают агат, иногда сочетают камень с металлами. Агаты обладает достаточной твердостью для того, чтобы обрабатывать его на станке, а отличные по оттенку цвета открывают больше возможностей и упрощают работу в целом.
На изготовление одной камеи может уйти несколько лет, поэтому готовые работы продаются по очень высокой цене.
Глиптика и технические нюансы
Огромная сложность даже для опытного мастера – необходимость учитывать изображение в зеркальном виде. Чтобы контролировать процесс поверхность нужно постоянно очищать, проверять пробными оттисками. Своими руками подобное произведение глиптики сделать крайне сложно, даже имея навыки и опыт работы с камнем. В наши дни это ремесло освоили немногие, от того конечные изделия имеют еще более высокую стоимость.
Подробнее о сюжете
Особенность глиптики в постоянной эволюции, начиная от техники и заканчивая сюжетными линиями. За все время создания изделий, на них успели изобразить картины духовной и материальной жизни. Мастера с удовольствием упражнялись в нанесении на камень сцен:
- религиозного характера;
- из литературы;
- политических и религиозных;
- театральных;
- бытовых.
Потомки жителей античного мира благодаря труду и умению мастеров имеют возможность в наши дни заглянуть за завесу жизни предков.
Глиптика дома своими руками: сложности и возможности
В наши дни есть еще мастера, готовые освоить искусство глиптики и даже добавить в него нечто новое. Дома в небольшой мастерской тоже можно создавать шедевры. Это непросто и потребует времени, но возможно. Для упрощения работ лучше использовать современные станки. Это могут быть ультразвуковые и электромагнитные установки. Новые модели оборудования для работы с камнем компактные и удобные в использовании, способны уместиться на третьей части стола.
Так же, как и раньше самый подходящий камень для освоения искусства глиптики – это агат. Многослойность минерала хорошо использовать для игры с тонами. Например, первый слой подойдет для основной картинки, второй для фона и третий для мелких деталей. Альтернатива агата – тоже многослойные яшма и кремний. Для реализации смелых решений используются и другие породы.
Для качественной резьбы по камню в домашних условиях понадобится несколько вариантов боров:
- с крупным абразивом для очистки крупных частей;
- со средним абразивом для детальной обработки;
- с мелким абразивом для отделки мелких элементов;
- тонкозернистые – для финишной шлифовки.
Узнать все о галтовке камня.
Обработка проводится по традиционной схеме, основы которой дошли до нашего времени от мастеров предыдущих поколений. Допускаются индивидуальные дополнения. Начинают процесс с создания и продумывания в деталях изображения. Необходимо подобрать такую картинку, которая будет гармонично смотреться на подготовленном драгоценном камне. На следующем этапе разрабатывается модель изображения из пластика и только после этого переходят к резьбе.
На каждом из этапов можно работать дома своими руками. Главное правильно подготовить материал, выровняв поверхность, обозначить контур изображения несмываемой краской, обточить камень на планшайбе. Обтачивание до глубины фона с использованием обдирочных боров – важный момент для проработки рельефных линий. Мелкозернистые боры понадобятся для выделения мелких элементов, шлифования и полировки на заключительном этапе.
Глиптика на кости – что это и как делают
Когда говорят о глиптике, действительно чаще всего имеют ввиду резьбу по драгоценному камню. На самом деле искусство создания композиций на твердых поверхностях не ограничивается использованием минералов. Резьба актуальна для декора кости и даже морских ракушек. Вырезать на кости научились в свое время еще древние греки, они использовали изделия с рисунками в качестве печатей и элегантных украшений.
Узнали много интересного о глиптике прошлого и настоящего? Поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях.
Команда ЛюбиКамни
Как вам статья?