И снова приветствуем вас, дорогие наши читатели! Бриллианты всегда восхищают своей игрой на свете и чистотой камня. Игра происходит за счет преломления света. Осуществляется это не только благодаря естественной природе, но и огранке драгоценного минерала. Вы задавались вопросом, когда-либо, сколько граней у бриллианта?
Каждый раз разное количество получается или у всех их количество одинаково? Как они получаются и почему огранщики тратят по несколько лет, чтобы сделать шедевр из одного маленького драгоценного камушка?
Уверены, что прочтение статьи будет интересным! Давайте вместе с вами вспомним немного начальную геометрию, посмотрим, какие бывают способы огранки, как происходит процесс формирования произведения искусства и т. д. Желаем вам приятного прочтения!
Что такое грани и как происходит огранка
Перед тем как выяснить, сколько же все-таки граней, давайте вспомним сначала, а что такое грань? Если рассматривать с точки зрения геометрии и ювелирного дела, то грань — это плоская поверхность, которая соединена под углом с другой или другими плоскими поверхностями под определенным углом. Например, если взять квадрат, то плоская сторона его является гранью, которая соединена с другими под углом 900. Теперь стало немного легче в общем понимании.
Теперь давайте посмотрим, как вообще они появляются? Начинается все с того, что находится крупный алмаз. Следует отметить, что не каждый может подойти. Где-то он будет не чистым, где-то с другими дефектами. Алмаз до огранки весит значительно больше, чем бриллиант. Бриллиант – это ограненный алмаз.
После того, как выбран «нормальный» кусок, начинается процесс огранки. Ювелир может тратить не один месяц, только глядя на минерал и просчитывая количество граней и их расположение между собой.
После детального изучения и расчетов (проверяя их по несколько раз) мастер приступает к делу. Такой подход как раз описывает поговорка «семь раз отмерь – один отрежь». Очень многие огранщики передают все секреты своего искусства из поколения в поколение, накапливая тем самым опыт по превращению обычного драгоценного минерала в произведение искусства.
Этому искусству учатся не один год. К воссозданию сокровища из неприветливого куска камня требуются не только глубокие знания по геометрии, геологии, оптике, полировке и сопротивлению материалов, но и наличие специального (обычно дорогого) профессионального инструмента.
Долгий путь к шедевру или кто первым решил огранить алмаз
Первые огранщики «не парились» при обработке. Брали алмаз или другой драгоценный камень, стачивали его, делали несколько граней, шлифовали, производили полировку и все. Так продолжалось до середины 50-х годов XV века. В это время один ювелирный мастер бургундского герцога сделал предложение обработать камень в форме розы (древние индусы уже давно пользовались такой технологией). На протяжении долгого временного периода такой способ считался самым основным и единственным.
В 1961 году, то есть буквально совсем недавно, А. Неджи предложил обработку, которая содержала в себе 65 фасетов (о том, что это такое, мы опишем чуть позже). Способ такой огранки назвали скромно «Принцесса».
Определения частей алмаза
Сразу к делу.
- Верхнюю часть алмаза принято называть короной, а нижнюю – павильон. Сами названия рождались при самой огранке алмазов.
- А самая крупная грань короны бриллианта (всегда обращенная к зрителю) называется площадка.
- С точки зрения геометрии не хватает еще трех «определений». Линия, которая разделяет павильон и корону ограненного камня – это рундист. Согласитесь, интересное, красивое, и завораживающее определение.
- Два следующих определения отнесены к одной «группе», потому что их преследует практически одна и та же цель, которая практически одинакова. Точка, где происходит схождение всех граней, называется шип. Иногда, ввиду специфических моментов при огранке или невозможности обработать камень с шипом, используется его альтернатива, называемая колета — грань, которая сделана вместо шипа и служит для предотвращения излома произведения каменного искусства.
- Как и обещали, рассказываем, что такое фасет. Фасет – специально скошенная грань, обработанная путем шлифовки и последующей полировки. Чем их больше, тем ярче бриллиант играет на солнце и величественнее выглядит.
Сколько граней у бриллианта
Все зависит от изначального образца камня до огранки и фантазии ювелира.
В наше время принято делать 57 граней. Это считается наиболее распространенной формой, так как именно такое количество позволяет оптимально распределить игру света бриллианта и при необходимости убрать изъяны.
Известны и другие способы обработки бриллианта для придания различных и интересных форм:
- «Принцесса», имеющая 65 фасетов;
- «Сердце», имеющее 57 фасетов;
- «Овал», имеющий 57 фасетов;
- «Маркиз», имеющий 55 фасетов;
- «Груша», имеющая 56 фасетов;
- «Треугольник», имеющий 52 фасетов;
- «Квадрат», имеющий 17 фасетов;
- «Прямоугольник», имеющий 33 фасетов;
- «Крест», имеющий 46 граней (самая новая форма огранки от японского мастера).
Сколько может быть фасетов
Мы уже знаем, что фасет – это скошенные под разными углами грани, придающие красоту и великолепную игру бриллианту. Переломное время для мастеров ювелирного дела – середина XX века. Стали появляться новые формы огранки. Стремительное развитие технологий позволило создать специальные инструменты, обладающие специфическими свойствами, которые позволяют сделать еще более лучшую огранку и увеличить количество фасетовых граней (особенно у камней большого размера).
Все новые доступные разновидности перечислять нет смысла, достаточно описать самые основные:
- огранка, называемая «Величественная» содержит 102 фасета;
- огранка, называемая «Королевская» содержит 86 фасетов;
- огранка, называемая «High Light» содержит 73 фасета;
- и другие виды.
Оценочная система качества работы ювелирного дела мастера
С целью произвести оценку проделанных работ и иметь возможность сравнить бриллианты, которые до огранки являлись просто драгоценными камнями, ввели специальную субъективную оценку. Она называется «4С» и включает в себя 4 параметра:
- Сarat weight или масса бриллианта в каратах. Считается основополагающей. Так как чем больше вес, тем больше бриллиант стоит.
- Сolor или цвет. Для многих неопытных в этом деле людей это параметр может показаться не существенным. Правда, даже обычные с виду прозрачные камни могут обладать своим оттенком, не видным на первый взгляд. Для этого также существуют специальные таблицы для определения соотношения цвета и чистоты камня.
- Сlarity или чистота камня. Чем чище камень, тем он более прозрачен. Это также влияет и световую игру бриллианта, как с внешней стороны, так и со стороны переливания внутри обработанного сокровища.
- Сut или огранка. Этот параметр оценивает работу ювелира-мастера. Может выйти так, что был найден превосходный алмаз и до огранки имел все шансы стать уникальным, а неопытные и неумелые руки «мастера» или его фатальные ошибки испортили камень. Поэтому «тренируются» начинающие огранщики на минералах малого веса.
Данная система оценки хоть и субъективна, но вполне оптимальна. Она позволяет учесть как «природные» параметры, так и произведенные работы. Поэтому, количество граней может быть и стандартным (57 граней), а изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от многих изначальных «данных» алмаза.
Можно еще и дальше продолжать рассказывать об этом сложном, красивом и интересном деле, но придется закончить наш краткий и информативный рассказ. Мы надеемся, полученная информация будет вам полезна! Большое спасибо за проявленное внимание и с пользой потраченное время!
Мы будем очень признательны, если не забудете порекомендовать статью к прочтению друзьям и поделиться в социальных сетях. До скорых встреч!
Команда ЛюбиКамни
Как вам статья?
так все таки фасета иди фальцет?
Фасет, спасибо за исправление